При внедрении касс самообслуживания одним из важнейших вопросов для ритейлера является сокращение затрат на персонал. Найм, обучение и содержание сотрудников сопряжено с массой сложностей, которых лишены автоматические кассы.
Оснащение касс функциональным ПО позволяет устройствам составить серьезную конкуренцию живому человеку, а ритейлеру предоставить лучший покупательский опыт и значительно снизить издержки в долгосрочной перспективе.
Расходы на кассиров
Мы проанализировали данные сайтов вакансий и примерно рассчитали затраты на сотрудника. Месячная зарплата кассира в Москве составляет в среднем 41 000 руб., в Новосибирске 30 000 руб. Если взять за основу московские расценки:
- Зарплата кассира 492 000 руб. в год.
- 47% налог на сотрудника (ПФ, ФСС, ФОМС, НДФЛ) — 231 240 руб. в год.
Итого 723 240 руб. на одного кассира каждый год, но это еще не все.
Для живого сотрудника по закону необходимо предоставлять отпуск, больничный. Бывают личные обстоятельства и внешние факторы, влияющие на эффективность. Также добавляются расходы на хозяйственные нужды.
Существуют различные методики оценки вышеописанных затрат. Они примерно равны 20% от уровня заработной платы. Итого такие затраты составят 98 400 руб., а итоговые затраты на 1 кассира в год равняются:
Стоимость кассы самообслуживания
В качестве модели для сравнения используется касса самообслуживания с диагональю 15,6″, считывателем 1D/2D кодов, оснащенная онлайн-кассой, POS-терминалом (выдается большинством популярных банков бесплатно и требует только оплаты услуг эквайринга).
Яркий экран подходит для развертывания веб-ориентированного интерфейса, демонстрации любого графического контента.
Разовая стоимость такой кассы со всем оборудованием и ПО составляет:
*данный расчет выполнен для одиночной кассы. Итоговая стоимость рассчитывается в соответствии с моделью лицензирования ПО (облачный формат или покупка бессрочной лицензии), типом и количеством касс. В случае приобретения большого количества устройств стоимость оборудования и ПО будет ниже.
Прочие затраты на кассы
Примерная стоимость разовых пусконаладочных работ, независимо от количества подключаемых касс — 100 000 руб.
Любое техническое устройство требует периодического обслуживания. Если ритейлер имеет в своем штате инженерного специалиста или пользуется услугами аутсорсинга, кассы самообслуживания будут обслуживаться в рамках заключенного договора также, как и кассовые аппараты с кассирами, будут также расходовать чековую бумагу и не потребуется дополнительных средств.
Сроки окупаемости касс в сравнении с сотрудником
При затратах ~820 000 руб. на одного кассира каждый год и стоимости одной кассы самообслуживания ~300 000 руб., включая пусконаладочные работы ~100 000 руб. (сумма пусконаладочных работ фиксированная и единовременная независимо от количества касс), срок окупаемости займет:
Результат
Меньше чем через полгода кассы пройдут точку окупаемости в сравнении с тем же количеством живых кассиров и далее начнут заметно экономить финансы, что в долгосрочной перспективе станет все более ощутимо для ритейлера.
Учитывается ежегодная 5% индексация зарплаты сотрудников. Совокупная стоимость кассы растет только за счет затрат на ПО и стоимость эксплуатации. Если приобретается бессрочная лицензия, совокупная стоимость будет ниже.
Данные выше наглядно подтверждают преимущества и финансовые перспективы касс для ритейлеров. В ассортименте оборудования компании Smartix представлен широкий модельный ряд касс самообслуживания, и даже самая дорогая и функциональная модель не будет дороже половины годового содержания одного кассира.
Заключение
Нужно учитывать, что установка касс самообслуживания — это постепенный процесс, который не означает моментальную трансформацию продаж в обход сотрудников. Потребуется определенное время на переориентацию и привлечение внимания покупателей к устройствам, на данном этапе будет необходимо временное взаимодействие киоска с персоналом.
Если продукция ритейлера содержит товары категории 18+, в зале также потребуется хотя бы один консультант, который по закону должен лично проверять документы у каждого покупателя товаров указанной категории. Smartix эффективно решает данную задачу через подтверждение товарной корзины штрихкодом на бейдже или RFID-картой сотрудника.
Все кассы Smartix объединены в едином бэк-офисе, обеспечивается технический мониторинг, статистика продаж, рассылка уведомлений ответственному персоналу, действует удаленная система обновлений кассового ПО.
Устройства поддерживают интеграцию с учетными системами ритейлера, различные self-checkout сценарии, весовое оборудование, оплату счетов, интерактивные витрины, кросс-продажи, системы лояльности. ПО Smartix позволяет запускать любой новый функционал вслед за повышением уровня автоматизации ритейлера и гибкими потребностями сферы розничной торговли.